Сегодня узнать о том, что носили наши предки, можно, посетив специальные выставки краеведческих музеев, перелистав художественные альбомы, посвящённые самобытному национальному костюму, побывав на концерте фольклорного коллектива. А совсем недавно это можно было сделать, заглянув в старый сундук прабабушки, потому что в бедных крестьянских семьях праздничные и свадебные наряды передавались из поколения в поколение.
Одежда деревенских жителей Тульской губернии вплоть до сороковых годов XX века сохраняла самобытный характер, особенно женский костюм, который легко можно было узнать среди нарядов жителей и по силуэту, и по цветовой гамме. И хотя среди костюмов жителей разных районов Тульской губернии были свои различия, обусловленные местными традициями, мы можем говорить об общих чертах тульского костюма.
Тульский народный костюм состоит из нескольких разновидностей одежды – рубахи, юбки поневы, душегреи (епанечки), пояса, головного убора –сороки или «курицы», нагрудного украшения из бисера –гайтана.
Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Рубаха всегда богато украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица. Вышивку выполняли по оплечьям (плечо), по горловине и разрезу на горловине, по низу рукавов и низу изделия. Вышивка выполнялась обязательно красным цветом, так как ,именно красный цвет имел особый смысл –предотвращал от злых духов и от «сглаза»
В праздничный наряд женщин входили душегреи – епанечки или коротены – коротенькие кофточки на лямочках, похожие на сарафанчик. Душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках, шилась из парчовой ткани и даже бархата или плюша. Низ душегреи часто подбивали (украшали) мехом, тесьмой, бахромой. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.
Понёва - древняя одежда, представляла собой юбку, состоящую из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани сшитых по кромке в одно широкое полотнище. Понёва крепилась на талии при помощи вдернутого шнурка - гашника. Её носили только замужние женщины или девушки на выданье.
Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было судить о возрасте, семейном положении женщин. Только молодая незамужняя девушка могла ходить с косой. Замужняя женщина убирала волосы. По поверьям, женский волос приносил несчастье. Позорно было появляться замужней женщине без головного убора. Отсюда пошло выражение - “опростоволосилась”. Головной убор - сорока или «курица» выполняли из разного цвета атласных лент или разноцветных полосок ткани, эти полоски сшивались друг с другом, очень сильно присборивались, крепились к налобной части - тугой жесткой повязке, закрепленной сзади на завязки под позатыльем, туго облегая голову. Перед сороки или «курицы» обычно вышивался или богато украшался искусственными цветами, лентами, бубенцами, вышивкой, декорировалась жемчугом, бисером или полудрагоценными камнями. Сороки пожилых женщин или вдов были белыми, молодые женщины шили будничную сороку из красной крашеницы, праздничную из кумача или малинового штофа, на подкладке из белого холста, пестряди, набойки.
Одним из важных и неотъемлемых элементов женского и девичьего народного костюма был пояс. Пояс также служил защитой и оберегом, изготавливался из красной ткани или тесьмы, украшался бубенцами, вышивкой, на концах украшался бахромой. На Руси никогда не ходили «распояской», а завязанный пояс сопровождал человека всю жизнь. В народе говорили, что без пояса ходить грех. Потерять пояс считалось дурной приметой.
Выполнение народного костюма
За основу была взята реплика праздничного костюма молодой женщины. Оригинал находится в Этнографическом музее в Санкт-Петербурге.
При изготовлении костюма были использованы книги Е. Моисеенко " Русский народный костюм. Книга для чтения и раскрашивания", С. Глебушкин " С верой по жизни в будни и праздники. Собрание русского традиционного костюма" и другие.
Изготовление самого костюма потребовало усидчивости и терпения, а самым сложным оказалось найти подходящие материалы. Поскольку ткань для костюмов раньше была домотканной, найти аналоги среди современных материалов оказалось непросто. Так для поневы пришлось делать имитацию клетки. Для этого на черный габардин нашиты белые атласные ленты толщиной 3 мм. Душегрея и сорока также выполнены из черного габардина и украшены лентами.
Кира очень разносторонняя, увлеченная и активная девочка. Отлично учится в 5 классе. Посещает дополнительные занятия как в школе, так и в "Центре культуры и досуга". Постоянно принимает участие в конкурсах различной тематики по декоративно-прикладному творчеству. Неоднократно становилась победителем и призером.
Интересуется историей родного края.
Урманская Кира
Костюм Тульской губернии
Возрастная група 10-13
Видеогалерея
Фотогалерея